Выбираем евровагонку
Евровагонка представляет собой тонкую строганую доску, обработанную со всех четырех сторон и снабженную замком типа «шип-паз». Исторически данный тип отделочного материала использовался для внутренней обшивки железнодорожных вагонов, откуда и получил название. На сегодняшний день профилированные доски, соответствующие требованиям европейского стандарта DIN 68126/86 (отсюда и приставка «евро», в противовес аналогу, изготавливаемому по менее детализированному отечественному ГОСТу), широко применяются в строительстве и ремонте.
Европейская стандартизация обшивки характеризуется следующими преимуществами:
- Полностью отшлифованной лицевой поверхностью
- Тщательной обработкой замка
- Максимальной функциональностью форм-фактора: наличием вентиляционных канавок, ассортиментом декоративных рисунков и профилей, крупным, устойчивым к деформациям шипом.
- Оптимально распределяющими нагрузку шириной и толщиной ламелей
- Высушиванием до 10%-15% остаточной влажности, что исключает вероятность образования очагов гниения или остаточного деформирования
Классификация
По профилю. В зависимости от геометрии поверхностей различают следующие типы изделий.
- Традиционный. Ламели этого типа отличаются наличием дополнительной угловатой фаски возле соединительного шипа, которая при соединении образует ярко выраженный шов.
- Softline. В ламелях этого типа шовная фаска скруглена и не образует острых граней при соединении. В силу этой особенности Софтлайн считаются более подходящими для отделки поверхностей, на которых предполагается садиться или ложиться (полок в саунах и т.д.).
- Stihl. Ламели этого типа не имеют фаски, в силу чего швы на лицевой поверхности становятся значительно менее заметными. Это позволят имитировать сборку стены из цельного бруса и использовать такую вагонку для отделки фасадов зданий.
- Блокхаус. Этот тип ламелей отличается закругленной лицевой частью и имитирует стену из оцилиндрованных бревен. Как и тип «Штиль», блокхаус чаще всего применяется для внешней отделки.
- Ландхаус. На лицевую сторону ламелей данного типа наносится фактура, имитирующая резьбу по дереву, или сложные рисунки. Такая вагонка используется для внутренней отделки.
- Американка. Лицевая сторона таких ламелей имеет не фаску, а ярко выраженный угол от соединительного шипа к середине. Визуально облицованная поверхность напоминает сайдинг, однако изготавливается из натуральной древесины.
- Двусторонняя. Обе плоскости таких ламелей выполнены как лицевые. Данный тип евровагонки используется для конструирования легких деревянных перегородок.
По сортам. Готовые ламели сортируются по наличию фактурных отличий (сучков, смоляных карманов и др.), недостаточно обработанных участков, а также пигментных пятен, образовавшихся при нарушении процессов сушки. Сортамент евровагонки включает в себя следующие классы.
- Экстра. Этот тип досок характеризуется полным отсутствием трещин или непроструганных участков на лицевых поверхностях. Допустимым считается наличие не более одного здорового светлого сучка, не имеющего вокруг себя дополнительных пороков.
- А класс. Этот тип ламелей может иметь до 3 сучков на метр длины, допускаются зашлифованные микротрещины и мелкие непростроги, а также – незначительные расхождения в расцветке и некоторый уровень засмоленности.
- В класс. Сюда входят доски, имеющие выпадающие сучки и трещины до 30 см на лицевых поверхностях. Допускается наличие выпавших сучков и на кромках, засмоленость и перепады цвета поверхностей, а также - следы поражения жучком (до 3-х участков на одну ламель).
- С класс. Сюда относятся образцы, несоответствующие более высоким классам, однако явно пригодные к использованию. Доски такого типа могут иметь следы поражения насекомыми и различные естественные дефекты (трещины, перепады оттенков цвета, сквозные сучки, смоляные карманы и т.д.).
По размерам. Евростандарт оговаривает широкий спектр возможных типоразмеров досок, что обуславливается широкой сферой применения вагонки. Стандартная длина ламелей составляет от 30 см до 600 см с шагом в 10 см. При этом доска не обязательно изготавливается из цельного куска, в одну ламель могут набираться детали от 15 см до 75 см, соединенные между собой на микрошип и проклеенные под давлением. Такой метод позволяет избежать образования естественных зон механического напряжения в структуре материала. Необходимо учитывать, что более узкие доски менее подвержены естественным деформациям и лучше сопротивляются различным типам механических воздействий. Оптимальной толщиной ламелей для внутренней отделки считается 12,5 мм, а для наружных работ – от 15 до 20 мм, что дает им возможность удерживать достаточно массивные плиты утеплителя.
По породам древесины.
- Из хвойных сортов. Такие доски характеризуются значительным содержанием эфирных масел и естественных смол, благодаря чему отличаются инертностью к воздействию влажности и грибка. Для использования в отделке саун требуется дополнительное обессмоливание ламелей.
- Из лиственных сортов. Такие доски практически не выделяют смол и слабо нагреваются, благодаря чему широко используются при отделке саун. Для сохранения внешнего вида облицованных поверхностей требуется их регулярная обработка.
Аналоги
Современные отделочные материалы объединяют в понятие «евровагонка» различные типы ламелей, изготовленные в идентичном форм-факторе, но из принципиально разных материалов. К их числу относятся:
Пластиковые. Такие образцы производятся методом экструдирования из ПВХ, цветовых пигментов и соответствующих пластификаторов. По конструкции ПВХ-вагонка схожа с поликарбонатом за счет «сотовой» пористой структуры и в обязательном порядке снабжается шовным соединением. Это связано с большим коэффициентом линейного расширения данного материала, в силу чего ламели должны сохранять способность «играть» на облицованной поверхности.
Из MDF. Такие панели производятся из мелкой древесной стружки, спрессованной под воздействием высокой температуры. Высокая плотность и однородная структура данного материала, позволяет с высокой точностью изготавливать из него детали со сложной геометрией. Для декорирования и защиты от влаги лицевые поверхности ламелей покрываются ПВХ-пленкой.
Из ДПК. Такие панели производятся из древесно-полимерного композита (смеси стружки и пластика). Данный тип вагонки обладает значительно более высокой прочностью в сравнении с чисто пластиковыми аналогами и визуально больше походят на натуральную древесину.
Для того чтобы купить евровагонку необходимого типа и уточнить стоимость доставки, свяжитесь со специалистами торгово-строительной компании «Сибирская Сосна».